РУС / ENG

БМЗ

БМЗ

Генеральный директор –  Александр Альбертович Василенко

Web-сайт завода: www.ukbmz.ru

Общие сведения

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – крупнейшее предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших предприятий России. Завод разрабатывает и выпускает магистральные и маневровые тепловозы, грузовые вагоны различных типов и модификаций и прочую продукцию.  За последние 5 лет завод выпустил порядка 850 тепловозов различных типов; свыше 23 000 грузовых вагонов.

Продукция

  • маневровые тепловозы различных модификаций;
  • магистральные тепловозы мощностью от 5000 до 5400 кВт;
  • запчасти для железнодорожного транспорта;
  • вагоны-хопперы для перевозки зерна, минеральных удобрений,  перевозки цемента и других материалов;
  • узлы и зоны эскалаторов

Структурные подразделения

На предприятии  основные цеха:

  • магистральных и маневровых тепловозов;
  • рамно-кузовной;
  • тележечный;
  • холодно-прессовый цех.

Инженерный центр осуществляет конструкторско-технологическое обеспечение производства, проведение ОКР, НИОКР и перспективных технических разработок.

Дирекция по эксплуатации обеспечивает техническое и энергетическое сопровождение производства. 

IT-сопровождение производственных процессов осуществляет управление информационных технологий. 

Управление по реструктуризации ведет планомерное внедрение производственной системы ТМХ. В основе которой лежит максимальное использование ресурсов предприятия для создания ценности, снижение непроизводительных затрат (потерь) и повышение удовлетворения клиентов. 

Историческая справка

Изначально завод основан как лесопильный, на предприятии изготавливались шпалы для сооружавшейся Риго-Орловской железной дороги.

20 июня 1873 года было подписано Высочайшее разрешение «на учреждение Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу». Учредителями общества стали П. Губонин и В. Голубев.

Завод быстро рос, вокруг него образовался поселок Бежица, давший жизнь крупному впоследствии промышленному району. В дореволюционный период завод выпускал рельсы, железнодорожные мосты, бульдозеры, паровые насосы, речные пароходы, паровозы, вагоны, артиллерийские снаряды и много других изделий. В 1892 году на предприятии построен первый паровоз со стальными колесами серии ОД, который являлся лучшим достижением транспортного машиностроения конца 19 века не только в России, но и во всем мире. В 1896 году продукция завода экспонировалась на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Среди экспонатов были товарный восьмиколесный паровоз, пассажирский вагон Ш класса, вагон-цистерна на 1500 пудов керосина, котел системы Бобков и Валькокс, большая коллекция стальных литых колес, фасонного литья. На выставке 1905 года в Омске завод получил высшую награду - Большую золотую медаль за чугунные трубы, которые использовались для водопроводов, канализации и других сооружений. К 1910 году завод сформировался в крупнейшее промышленное предприятие с хорошо организованными производствами паровозостроения, вагоностроения, общего машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, производства военной техники.

Со времени начала первой Мировой войны Брянский завод поставлял для фронта фугасные снаряды. 20 апреля 1915 года завод посетил царь Николай II. В пролете кранового цеха для него организовали общезаводскую выставку.

После Октябрьской революции БМЗ выпускал бронепоезда, давал 19 процентов всего производства паровозов в стране, 60 процентов большегрузных вагонов. В 1930 году на базе завода был открыт Бежицкий машиностроительный институт, превратившийся сегодня в технический университет, который готовит специалистов более чем по десяти направлениям машиностроения. К 1940 году завод выпускал 28 процентов паровозов серии СО, сто процентов большегрузных цистерн, 38 процентов изотермических вагонов, 29 процентов большегрузных вагонов и платформ от общего выпуска в стране.

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован. Основная масса оборудования и работающих - шесть тысяч вагонов и 15 тысяч человек – были отправлены в Красноярск. После освобождения Брянска началось восстановление разрушенного завода, и в 1945 году он был передан в ведение Народного Комиссариата транспортного машиностроения.

В 1946 году изготовлен и испытан первый паровоз «Победа», а год спустя было возобновлено вагоностроение. Конструкторы разработали свыше 20 типов вагонов и цистерн. В течение 10 лет завод выпускал паровые турбины и одновременно организовал производство новой для страны продукции – передвижных паровых электростанций (энергопоездов). В 1958 году заводу было поручено организовать выпуск маневровых тепловозов ТЭМ1. Спустя десять лет БМЗ начал выпускать тепловозы марки ТЭМ2. Важным событием в жизни коллектива явилось решение о подготовке и организации впервые в стране производства мощных малооборотных судовых дизелей. Первый двигатель был испытан в сентябре 1961 года. С того времени собрано и отправлено на судостроительные верфи почти тысяча двигателей. С 1962 года завод изготавливал рефрижераторные секции с машинным охлаждением и электроотоплением для перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния. В 1965 году проведена реорганизация структуры управления заводом. Созданы специализированные производства – дизельное, транспортного машиностроения, металлургическое. С тех пор специализация сохраняется.

В 70-х годах, ориентируясь на спрос, предприятие организует производство товаров народного потребления, среди которых большую долю занимает выпуск газовых баллонов и отопительных котлов для бытовых нужд.

В 80-е годы на территории БМЗ началось строительство завода тепловозных дизелей (ЗТД), который производил двигатели 10Д100. Сегодня на площадях бывшего ЗТД разворачивается производство комплектующих для выпуска магистральных тепловозов и рам тележек для электровозов.

В 1992 году на базе предприятия образовано открытое акционерное общество «Брянский машиностроительный завод».

В 1996 году реорганизована структура акционерного общества с разделением функций и ответственности подразделений. Созданы дочерние общества с ограниченной ответственностью, которые затем были реорганизованы в открытые акционерные общества. В материнскую компанию (головное предприятие) вошли общезаводские инженерные службы и отделы, кадровая служба и служба качества, а также управления: снабжения, маркетинга, сбыта и обслуживания продукции, капитального строительства и эксплуатации, специального технического оборудования и средств механизации, комплексной автоматизации производства.

В 1997 году передовые технологии, технический прогресс позволили вывести продукцию завода на мировой уровень, получить высокие знаки отличия на выставках и ярмарках различного уровня. За вклад в развитие международной торговли и сотрудничество предприятию были присуждены «Золотой Меркурий», «Международная Золотая Звезда за качество», «Факел Бирмингема», «За коммерческий престиж».

В июле 1998 года система качества ОАО "БМЗ" прошла сертификацию и получила удостоверяющие сертификаты Российского Морского Регистра судоходства и Регистра систем качества Госстандарта России.

В 2000 году заводу в номинации «Эффективные системы управления качеством» присвоено звание лауреата программы - конкурса «100 лучших товаров России».

В 2002 году Брянский машиностроительный завод вошел в состав Трансмашхолдинга.

С января 2004 года начался серийный выпуск хопперов для минеральных удобрений модели 19-3054-01. Начата работа над созданием первых российских магистральных грузовых тепловозов – 2ТЭ25.

2005 - состоялась презентация коллекторного локомотива 2ТЭ25К, который получил имя «Пересвет». Грузовой магистральный тепловоз с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь» представлен потенциальным заказчикам в августе 2006 года на выставке железнодорожной техники в Санкт-Петербурге.

 С 2011 года идет работа над локомотивами ТЭМ35 с гибридной силовой установкой, 2ТЭ25АМ с дизелем немецкой фирмы MTU.

С 2012 года идёт работа над изготовлением шестиосного маневрового тепловоза ТЭМ19 с газопоршневым двигателем.

В 2013 году изготовлены опытные образцы маневровых тепловозов - шестиосного ТЭМ19 с газопоршневым двигателем, гибридного ТЭМ35 и двухдизельного ТЭМ35.

В сентябре 2013 года маневровые тепловозы ТЭМ19 и ТЭМ35 удостоились первого и второго места в номинации "Локомотивы и моторвагонный подвижной состав" на IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий "Экспо 150" в Щербинке. В настоящее время локомотивы проходят сертификацию.

В декабре 2013 года в номинации "Продукция" производственно-технического назначения" золотой сертификат "Брянское качество" и диплом победителя регионального конкурса "100 лучших товаров России" БМЗ получил за инновационную разработку - экологичный маневровый тепловоз ТЭМ18В с дизелем компании "Вяртсиля".

В 2014 году изготовлен опытный образец вагона-хоппера с кузовом увеличенного объема модели 19-3058 для сыпучих грузов. Создан новый грузовой магистральный тепловоз с коллекторным приводом 2ТЭ25КМ. Маневровый тепловоз ТЭМ ТМХ в декабре 2014 года отмечен сразу двумя дипломами Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России".

В 2015 году в рамках V Международного железнодорожного салона «ЭКСПО 1520»состоялась торжественная церемония вручения сертификата соответствия на инновационный маневровый тепловоз ТЭМ19. Начата разработка нового маневрового тепловоза с улучшенными техническими характеристиками ТЭМ28.

В настоящее время идёт работа над созданием различных, одно- и трёхсекционных моделей магистральных тепловозов на базе 2ТЭ25КМ, унифицированных по ключевым узлам и системам.

Руководители предприятия

Крахт В.Ф. 1873 – 1892 Штейн И.Г. 1935 – 1937
Ильин Н.В. 1892 – 1901 Шрейдер А.Г. 1937
Андерсон К.К. 1901 – 1906 Клименков В.Я. 1938
Буховцев Б.И. 1906 – 1917 Бибенин Н.Л. 1938 – 1940
Рожков А.З. 1917 – 1918 Гоцеридзе С.В. 1941
Ульянов А.Т. 1918 Чумичев Н.С. 1941 – 1943
Игнатов М.М. 1918 Раздобаркин М.Н. 1943 – 1944
Бейцман С.Е. 1918 – 1919 Иосифов Н.Г. 1944 – 1945
Желтов И.И. 1919 – 1920 Аброскин П.И. 1945 – 1951
Анишкин Н.А. 1920 Бегтин А.В. 1951 – 1952
Шур К.В. 1920 Ланцов П.А. 1952 – 1953
Конюхов Н. 1920 – 1921 Гармашев А.Ф. 1953 – 1956
Харитоненков Н.С. 1922 – 1923 Юшков В.В. 1956 – 1962
Савицкий Н.В. 1923 – 1925 Филюков Л.М. 1962 – 1967
Зиновьев В. 1925 Буров Г.П. 1967 – 1985
Портенко С. 1925 – 1928 Чебриков А.Н. 1985 – 1995
Столбов П.М. 1928 – 1930 Капустин А.Я. 1995 – 2002
Токарев В. 1930 – 1931 Задорожный А.А. 2002 - 2012
Вершин И.В. 1931-1935 Василенко А.А 2012 - наст.время