РУС / ENG

Демиховский машиностроительный завод

Демиховский машиностроительный завод

Генеральный директор    Владимир Алексеевич Моисеев

Web-сайт завода: www.dmzavod.ru

Общие сведения

Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ) – крупнейшее предприятие в России по разработке и производству электропоездов постоянного и переменного тока.

За последние 5 лет завод выпустил более 2200 различных вагонов.  Изготовленные предприятием электропоезда успешно эксплуатируются во всех климатических зонах РФ – от Смоленска до Владивостока, от Мурманска до Адлера, а также в странах СНГ. Благодаря преимуществам демиховских электропоездов, заводу доверяют производство подвижного состава для обеспечения пассажирских перевозок во время событий мирового уровня, таких как Саммит АТЭС во Владивостоке, Всемирная летняя Универсиада в Казани, Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи. 

Продукция и услуги

  • Электропоезда постоянного и переменного тока для пригородного и областного сообщения, а также для интермодальных перевозок для скоростей до 120 км/ч
  • Специальные электропоезда переменного тока для перевозки ремонтных бригад РЖД
  • Колесные пары для вагонов метро и рельсовых автобусов
  • Отдельные детали и узлы эскалаторов
  • Запасные части для моторвагонного подвижного состава
  • Капитальный ремонт рельсовых автобусов

Историческая справка

Историю Демиховского машиностроительного завода принято отсчитывать с 1935 года, с решения Наркомата тяжелой промышленности СССР о создании чугунолитейного и механического завода в тресте «Оргхиммонтаж». Местом строительства выбрали подмосковную деревню Демихово, расположенную в 7 км от г. Орехово-Зуево. 

В феврале 1935 года утвердили проект, а в мае в корпусе бывшей шелкоткацкой фабрики Ветровых открылось небольшое предприятие по изготовлению химической аппаратуры. В одном корпусе размещались два цеха – механический и котельный. Завод выпускал простейшую аппаратуру контейнерного типа, змеевики и другие запасные части для химической промышленности. Рожденный в период становления народного хозяйства – в годы первых пятилеток – завод внес значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта. Начало изготовления продукции для железных дорог на Демиховском заводе непосредственно связано с появлением «узкоколейки» и торфяными разработками. 

В 1938 году завод перешел в ведение торфяной промышленности, на предприятии было организовано литейное производство чугуна. Основной продукцией в это время были массопроводы для торфяной гидромассы, шпальные цепи и цепи формующих гусениц.

К 1940 году продукция завода несколько меняется. Освоено производство тендерных баков для паровозов узкой колеи, двухбарабанные лебедки, грейферы, несколько видов дробилок, гидромассомеры, запасные части для электростанций и торфоуборочных машин. В первые годы Великой отечественной войны многие специалисты высокого класса от своих станков ушли на фронт, но завод продолжал функционировать. Работники старались выполнять плановые поставки узлов и механизмов для торфодобывающих предприятий, иногда не покидая свои рабочие места по несколько суток. 

В 1942 году коллектив Демиховского завода восстановил довоенные мощности предприятия после частичной эвакуации оборудования на Урал. Кроме того, был освоен выпуск новых, военных заказов – головок реактивных снарядов для «катюш», корпусов снарядов и гильз для артиллерии, подвесных баков и стабилизаторов для боевых самолетов, бензоприцепов. В послевоенные годы на заводе развивается производство узкоколейных вагонов. Долгое время завод оставался единственным в стране производителем подвижного состава для железных дорог колеи 1000, 900, 750 мм.

В 50-60 годы ДМЗ изготавливал грузовые платформы, торфовозные и саморазгружающиеся вагоны, мотодрезины, вагоны-цистерны, машины для обслуживания железнодорожных путей (снегоочистители, путеукладчики), крытые, пассажирские вагоны, вагоны-столовые, автомотрисы, электротепловозы. В этот же период на предприятии проводилась глобальная реконструкция, в процессе которой были построены и введены в эксплуатацию корпуса 7 производственных цехов. Вместе с ростом технической вооруженности значительно увеличиваются объемы выпуска продукции. 

Новое развитие завод получил в 1973 году, начав выпуск четырехосных вагонов-самосвалов (думпкаров) колеи 1520 мм, которые поставлялись в республики СССР, а также на Кубу и в Болгарию. В 70-е годы производили полусцепы для перевозки леса в хлыстах, вагоны-самосвалы колеи 1520 мм грузоподъемностью 60 тонн, узкоколейные вагоны-самосвалы. Для ветки Боржоми-Бакуриани на предприятии разработали и изготовили вагоны колеи 900 мм – пассажирские, почтово-багажные, крытые вагоны и платформы. 

В 80-е годы основной продукцией предприятия были грузовые вагоны-самосвалы для перевозки сыпучих грузов, узкоколейные грузовые вагоны и платформы, пассажирские вагоны для перевозки рабочих бригад, вагоны-столовые, также было освоено производство некоторых товаров народного потребления. В конце 80-х годов на предприятии произошло перепрофилирование производства. Рижский вагоностроительный завод, основной в СССР производитель пригородных электропоездов, явно не справлялся с возросшим спросом. Поэтому Правительством было принято решение развернуть изготовление электропоездов на ДМЗ. После распада СССР реконструкция предприятия значительно ускорилась. 

Уже 28 декабря 1992 года был изготовлен и принят заказчиком первый прицепной вагон электропоезда постоянного тока с кузовом длиной 21,5 м, получивший обозначение ЭД (электропоезд демиховский). 

В августе 1993 г. построен первый головной вагон, а в апреле 1994 г. – первый моторный. 

Электропоезд ЭД2Т-0006 постоянного тока, выпущенный в июле 1994 года, стал первым поездом с вагонами исключительно отечественного производства. Начиная с этого поезда, завод перешел к серийному изготовлению ЭД2Т. За разработку и освоение производства пригородного электропоезда с новым базовым вагоном длиной 21,5 метра группа работников завода присуждена премия Правительства России за 1996 год в области науки и техники. 

В 1997 году на ДМЗ построен первый электропоезд нового поколения ЭД4М с целым рядом новых технических решений. Следующим шагом предприятия стало создание электропоездов повышенной комфортности постоянного тока ЭД4МК (для Московской железной дороги) и переменного тока ЭД9МК (для Восточно-Сибирской железной дороги). Главная особенность этих поездов – обновленная планировка и повышенная комфортабельность салонов. ЭД4МК и ЭД9МК формировались из вагонов 1-го, 2-го и 3-го классов. 

В начале 2000-х на ДМЗ был изготовлен опытный электропоезд постоянного тока ЭД6 с асинхронным тяговым приводом и тяговым силовым преобразователем на IGBT. При создании поезда был реализован целый ряд перспективных технических решений: кузов из коррозийно-стойких сталей; моторные тележки с улучшенными динамическими характеристиками; обновленный дизайн пульта машиниста; бортовая автоматизированная система управления и диагностики; использование современных отделочных материалов в интерьере салона. В целом ЭД6 значительно превосходил по основным техническим показателям выпускаемые в то время пригородные электропоезда постоянного тока и не уступал зарубежным аналогам такого же класса. 

В марте 2005 года ДМЗ стал частью ЗАО «Трансмашхолдинг» – одного из крупнейших производителей в области железнодорожного машиностроения в мире. Вхождение в состав группы компаний Трансмашхолдинг позволило Демиховскому заводу пополнить парк оборудования современными станками. Это привело к сокращению цикла изготовления вагона и повышению производительности труда. 

В 2006 году ДМЗ выпустил электропоезд постоянного тока ЭД4МКМ повышенной комфортности. Вслед за ним, в 2007 году, вышла модификация ЭД4МКМ-АЭРО, предназначенная для интермодальных перевозок по маршруту вокзал – аэропорт. Главные отличительные черты этих поездов – новая лобовая часть обтекаемой формы, гладкий негофрированный кузов, наружные прислонно-сдвижные двери. ЭД4МКМ формировался из вагонов 1-го, 2-го и 3-го классов. ЭД4МКМ-АЭРО отличался от ЭД4МКМ полностью измененной планировкой салонов. Кроме того, во всех вагонах были установлены кресла 1 класса, а один вагон имел VIP-категорию. 

В 2006 году на Демиховском заводе разработали, сертифицировали и с 2010 года начали выпуск электропоездов переменного тока ЭД9Э с энергосберегающей схемой. Новый подвижной состав продемонстрировал высокие показатели экономичности, расход электроэнергии уменьшился на 20-30%. Снижение затрат энергии на тягу позволило сократить число моторных вагонов в составе электропоезда и уменьшить эксплуатационные расходы. 

В сентябре 2011 года в рамках выставки «Экспо-1520» ДМЗ продемонстрировал секцию электропоезда ЭД4М №0500 с обновленным экстерьером, энергосберегающим комплектом электрооборудования и рядом технических усовершенствований. Отличительными характеристиками поезда стали новая лобовая часть современной аэродинамической формы и гладкий кузов без наружных гофр. 

С весны 2014 года первые составы на базе ЭД4М №0500 эксплуатируются на Горьковском направлении Московской железной дороги.

В 2013 г. по заявке Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» специалистами ОАО «ДМЗ» был сконструирован и построен электропоезд специальный ЭДС1Р для перевозки рабочих бригад. 

В 2014 году была завершена сертификация ЭДС1Р и переданы заказчику первые 2 состава.

Руководители предприятия

Зудин В.Г.1942 – 1953Суворов А.Н.2004 – 2005
Лопухин А.А.1953 – 1979Грибановский М.Ю.2005 – 2006
Калинин В.А.1979 – 1987Романычев С.Ю.2006 – 2008
Ильин С.В. 1987 – 2003 Павлов О.А.2008 – 2014
Чернов C.А.2003 – 2004Богатырев Б.Ю.2014 - 2016
  Моисеев В.А. 2016 - по настоящее время