РУС / ENG

НЭВЗ

НЭВЗ

Генеральный директор  – Алексей Николаевич Сапунков

Web-сайт завода: www.nevz.com

Общие сведения

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) – крупнейший российский производитель магистральных и промышленных электровозов. Созданные на НЭВЗе локомотивы, обладающие высокой степенью надёжности при работе в жестких климатических и сложных рельефных условиях, водят составы, перевозящие 80% всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья. За последние 5 лет выпущено более 2200 электровозов различных типов.

Продукция

  • Грузовые электровозы переменного и постоянного тока мощностью до 13100 кВт
  • Двухсистемные пассажирские электровозы для скоростей движения до 200 км/ч
  • Пассажирские электровозы переменного тока мощностью до 4700 кВт
  • Тяговые агрегаты
  • Промышленные агрегаты
  • Комплекты электрооборудования электропоездов постоянного тока

Структурные подразделения

Производственный комплекс завода включает в себя электротехническое, механообрабатывающее, металлургическое, холодно – штамповочное, сборочное и другие виды производства, охватывающие весь процесс изготовления локомотивов; испытательный центр электровозов с обкатным полигоном (протяженностью 7,8 км/ч), метрологический, вычислительный и учебный центры, объекты социальной сферы.  

Историческая справка

История завода берет начало с февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки Новочеркасского паровозостроительного завода (НПЗ). В апреле 1936 года завод выпустил первую продукцию. В 1936 - 37 годах на предприятии выпускались узкоколейные паровозы серии 159, экскаваторы на гусеничном ходу для торфоразработок, ширококолейные 54-тонные танк-паровозы серии 9П. Это была импортозамещающая продукция, поскольку ранее такие паровозы закупались в Швеции и Германии.

В начале 1938 г. НПЗ был передан наркомату вооружений и к концу 1938 г. был освоен выпуск полевых пушек. Во время войны оборудование и специалисты НПЗ были эвакуированы в Воткинск (Удмуртия). В Новочеркасске на базе оставшегося заводского оборудования организовали производство минометов, ремонтировали орудия, машины и танки.

В 1946 г., после восстановления, Новочеркасский паровозостроительный завод был реорганизован в электровозостроительный. С 1947 г. он начал выпускать новую продукцию - шестиосные магистральные электровозы постоянного тока, мощностью 2400 кВт типа ВЛ22М.

В 1953 году построен опытный восьмиосный электровоз постоянного тока. В 1959 году начался серийный выпуск электровозов переменного тока ВЛ60. Первый промышленный электровоз был изготовлен 1952 году для торфоразработок Шатурской ТЭЦ. Выпускались и т.н. "Бурлаки" для буксировки судов через шлюзы ГЭС. Электровозы НЭВЗа экспортировались в Китай, Польшу, Финляндию. Промышленные электровозы, изготовленные на заводе, эксплуатировались на открытых горных разработках в нашей стране и за рубежом – в Индии, Венгрии, Болгарии.

В феврале 1971 года за успехи, достигнутые в выполнении планов 8-й пятилетки, НЭВЗ был награждён орденом Ленина. Для эксплуатации на БАМе в 70-х годах был выпущен сверхмощный двенадцатиосный локомотив ВЛ85, который водит грузовые поезда на сложном рельефе при температурах окружающей среды от -60 до +40 градусов Цельсия.

С 1998 года начался выпуск двухсистемных пассажирских электровозов ЭП10 

В 2004 году был создан электровоз 2ЭС5К "Ермак" 

В 2006 году началось  производство новых грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС4К "Дончак"    

В 2009 году создан корпоративный учебный центр по подготовке специалистов, в том числе для предприятий ТМХ и РЖД.  

В 2010 году началось производство инновационного двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20 с символическим названием «Олимп», который в феврале 2014 года доставил Олимпийский огонь в г. Сочи. 

В 2013 году электровоз переменного тока 2ЭС5 «Скиф" отправили на сертификационные испытания.

По итогам 2013 предприятию был присужден Гран-при в региональном этапе Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

4 декабря 2013 года НЭВЗ был внесен в реестрработодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников в рамках проекта «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей»,и предприятие получило сертификат доверия работодателю. 

В 2014 году на заводе изготовили самый мощный в мире грузовой электровоз переменного тока 4ЭС5К. Данный локомотив имеет беспрецедентную мощность – 13120 кВт (в часовом режиме), что обеспечивает вождение тяжеловесных поездов массой до 7100 тонн в условиях сложного природного рельефа на Восточном полигоне железных дорог России, на участках Байкало-Амурской магистрали.  Также в 2014 году был изготовлен электровоз 3ЭС4К «Дончак». 

В конце 2014 года завод передал первые два электровоза 2ЭС5 Российским железным дорогам. 

20 марта 2014 года в Москве в рамках ежегодной Недели российского бизнеса, проводимой РСПП, НЭВЗ стал победителем Всероссийского конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность - 2013» в специальной номинации «За инновационное развитие».

Руководители предприятия

 Максимов Н.А.1936 – 1938 Кечеджи А.Д. 1951 – 1955
 Хомяков 1938 Аброскин П.И.  1955 – 1957
 Баринов В.И1939 – 1941 Курочкин Б.Н. 1957 - 1962
 Арсеньев М.И1941 Аброскин П.И  1962 - 1964
 Харчевников1941 Бондаренко Б.Р  1964 - 1965
 Мозговой В.Е.1941 – 1945 Бердический Г.А  1965 - 1978
 Байчер 1945 Дуваров В.И 1978 - 1987
 Кизиков1945 – 1946 Путилов Э.П 1987 - 1993
 Батшеев Б.А.1946 – 1948 Мисиченко А.П 1993 - 1997
 Каневский Л.М.1948 – 1950 Носков А.Л. 1997 - 2005
 Прибс Б.А.1950 Подуст С.Ф 2005 - 2014
 Криуц И.А.1950 – 1951 Щедров И.С.
 2014 - 2016
 Сапунков А.Н. 2016 - по настоящее время