РУС / ENG

Октябрьский электровагоноремонтный завод в годы Великой Отечественной Войны

Октябрьский электровагоноремонтный завод в годы Великой Отечественной Войны

Октябрьский электровагоноремонтный завод - одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга, которому в 2016 году исполняется 190 лет. Во время Великой Отечественной войны предприятие выполняло заказы Ленинградского фронта: оборудовались и формировались санитарные составы и бронепоезда, платформы для перевозки орудий, изготавливались боеприпасы.

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу страну. В 2 часа дня из заводских репродукторов послышались тревожные звуки метронома и через несколько секунд мирная жизнь Октябрьского вагоноремонтного завода им. Кагановича была перечеркнута ужасным словом «Война!».

Это был солнечный воскресный день, но рабочие по сигналу сбора на завод, сменив воскресные одежды на рабочие куртки, поспешили на родное предприятие. Началась мобилизация, запись в формирования народного ополчения, перевод завода на военные рельсы. Перед заводом была поставлена задача оборудования санитарных поездов, установки артиллерийских орудий на железнодорожные платформы, изготовление заготовок для снарядов.Завод в предвоенные годы

К Ленинграду приближалась Блокада. Крупный промышленный, инженерный, научный центр, город представлял большой интерес для фашистов. На протяжении всей блокады Ленинграда немцы пытались всячески  парализовать деятельность одного из важнейших заводов, оказавшихся практически в прифронтовой полосе. Налеты вражеской авиации, артиллерийские обстрелы – в таких реалиях заводчане, не смотря ни на что, продолжали помогать борющемуся городу-фронту. Фашистам не удалось воспрепятствовать борьбе заводчан, и завод, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать.

В самом начале Великой Отечественной войны на фронт с завода мобилизуется свыше 2000 человек, в цехах и у станков их заменяют дети и женщины. За малый период они в целом освоили выпуск продукции для нужд фронта и практически полностью заменили высококвалифицированных рабочих, ушедших на фронт. Они работают на всех производственных участках предприятия,не считаясь со временем, не покладая рук, если нужно, то и не покидают рабочее место по нескольку суток. Заводчане взяли на себя трудовые обязательства всеобъемлюще помогать фронту и успешно выполнили их.

заготовка снарядовВ августе 1941 года завод успешно освоил выпуск продукции оборонного значения - производство корпусов 145-миллиметровых снарядов, что требовало значительной подготовительной работы и большого количества занятых в производстве. Все свои знания, силы и опыт вложили рабочие и служащие Октябрьского завода, чтобы с честью выполнить порученное дело.

В первый и все  последующие годы войны задание Родины было выполнено. Роль завода в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Трудовой подвиг заводчан навсегда занесен в историю страны.

С прорывом Блокады Ленинграда, начинается восстановление завода, и, параллельно с этим, восстановление железнодорожных, трамвайных вагонов, поврежденных бомбежками и обстрелами. Строители, монтажники,  работая по 17—18 часов в сутки, восстановили завод уже к началу 1945 года. Восстанавливая родной завод, октябрьцы неуклонно продолжали наращивать объемы производства, и к 1946 году ОВРЗ уже превзошел довоенный уровень выпуска продукции.

Мотоброневагон МБВ №02








В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть как тень тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

 

О да, мы счастье страшное открыли —

достойно не воспетое пока,—

когда последней коркою делились,

последнею щепоткой табака;

когда вели полночные беседы

у бедного и дымного огня,

как будем жить,

когда придет победа,

всю нашу жизнь по-новому ценя.

 

И ты, мой друг, ты даже в годы мира,

как полдень жизни, будешь вспоминать

дом на проспекте Красных Командиров,

где тлел огонь и дуло от окна.

 

Ты выпрямишься, вновь, как нынче, молод.                                        

Ликуя, плача, сердце позовет

и эту тьму, и голос мой, и холод,

и баррикаду около ворот.

 

Да здравствует, да царствует всегда

простая человеческая радость,

основа обороны и труда,

бессмертие и сила Ленинграда!




Да здравствует суровый и спокойный,

глядевший смерти в самое лицо,

удушливое вынесший кольцо

как Человек,

как Труженик,

как Воин!

 

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют — Ленинград,

и шар земной гордится Ленинградом.

 

Двойною жизнью мы сейчас живем:

в кольце и стуже, в голоде, в печали,

мы дышим завтрашним,

счастливым, щедрым днем,—

мы сами этот день завоевали.

 

И ночь ли будет, утро или вечер,

но в этот день мы встанем и пойдем

воительнице-армии навстречу

в освобожденном городе своем.

 

Мы выйдем без цветов,

в помятых касках,

в тяжелых ватниках, в промерзших полумасках,

как равные, приветствуя войска.

И, крылья мечевидные расправив,

над нами встанет бронзовая Слава,

держа венок в обугленных руках.

 

Ольга Берггольц, январь-февраль 1942.

 

В Музее истории завода бережно сохраняется память об этих великих и трагических днях – фотографии и личные вещи ветеранов, заготовки снарядов, выпускавшихся заводом в годы войны – все это вызывает живой и неподдельный интерес у работников завода, гостей предприятия, школьников и студентов, посещающих музей. Но важнее всего – воспоминания свидетелей тех дней, ветеранов Великой Отечественной войны. С годами все меньше и меньше остается их среди нас, время не щадит никого. И тем ценнее встречи с ними, запись их воспоминаний.

Из воспоминаний

Заварзин П.З. 2011 год

Павел Захарович Заварзин, ветеран Великой Отечественной войны, старейший работник железнодорожного транспорта: «Обстановка была напряженной. Совсем недавно закончилась Гражданская война, шла индустриализация, восстановление железнодорожного хозяйства. С приходом к власти в Германии фашистов, ситуация в стране обострилась: Гитлер готовился к мировому господству, к порабощению народов СССР. В страну забрасывались сотни шпионов, диверсантов, провокаторов, вредителей.

Для защиты Ленинградского железнодорожного узла  руководством органов НКВД было принято постановление с особым указанием «обратить сугубое внимание» на охрану ряда объектов, в том числе вокзалов и железнодорожных путей.

Был сформирован боевой отряд из коммунистов, железнодорожников данного района, которые несли дежурство на караульных постах по указанию начальника штаба В.Корнеева. Отряд состоял из трех взводов и трех отделений, дежурному взводу выдавались винтовки и патроны. Комотряды брали под охрану главный ход дороги до Бологого включительно, Октябрьский вагоноремонтный завод, Ириновскую, Приморскую и Финляндскую дороги. Самый маленький отряд – 4 человека – в Колпине, самый большой при Московском вокзале – 300. Все воинские части и милиция, находившиеся в пределах дороги, поступали в распоряжение ревтроек и исполняли указания ее штаба. По горизонтали взаимодействие осуществлялось со штабами троек Мурманской и Северо-Западных дорог.

Согласно приказу, к дежурствам привлекались все коммунисты: не явившимся грозили санкции. Женщины привлекались на работу в качестве связных. Подобная форма работы была признана эффективной, через некоторое время вышел еще один приказ. Заместителем наркома путей сообщения В.Фоминым была подписана секретная телеграмма: «Вследствие непрекращающихся на железных дорогах случаях провокаций и вредительств, являющихся чаще всего результатом использования тяжелого положения различными темными непролетарскими элементами, находящимися в массе железнодорожников,  Наркомпуть совместно с  Цектраном признают необходимым теперь же приступить к решительному очищению железных дорог от указанных элементов, представлявших угрозу «правильному функционированию транспорта».

Для решения поставленной задачи предписывалось создание тройки из уполномоченного НКПС (комиссара дороги), председателя Дорпрофсожа и начальника дорожной транспортной комиссии, под председательством первого.

Темных элементов предлагалось увольнять под предлогом сокращения работы. Отягчающими обстоятельствами являлись судимости, пьянство, нарушения дисциплины, халатное отношение к обязанностям, неучастие в общественной работе.  И в наши дни встречаются еще факты диверсий и вредительства на железной дороге, причем не только в России, но и в мире: всем памятны события на железных дорогах Франции и других европейских стран, когда по ним прокатилась массовая забастовка транспортников. Там имели место факты не только невыхода на работу, но и умышленной порчи искусственных сооружений, линий связи, подвижного состава.  Всегда говорю молодежи – бдительность это искусство. Искусство видеть и замечать мелочи, которые могут разрастись до больших неприятностей. И случай с поездом «Невский экспресс» тому наглядное подтверждение: именно благодаря бдительности машиниста, применившего экстренное торможение, удалось избежать больших бед и жертв. А в начале войны, в июне 1941 года, во многом благодаря зоркости и бдительности железнодорожников, удалось слаженно и без срывов организовать эвакуацию промышленности Ленинграда, Октябрьского вагоноремонтного завода.»

В 2008 году, в год своего 95-летия, П.З. Заварзин отмечен Почетным дипломом Законодательного Собрания Ленинградской области, удостоен Благодарности Губернатора Санкт-Петербурга.

К сожалению, в апреле 2012 года, на 99-м году жизни  Павел Захарович Заварзин ушел из жизни.