РУС / ENG

Брянский машиностроительный завод в годы Великой Отечественной войны

Брянский машиностроительный завод в годы Великой Отечественной войны

Страшное время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года коснулось каждого советского человека. Война изменила привычный уклад жизни людей, семей, предприятий

Перед войной Брянский машиностроительный завод, основанный в 1873 году, носил название Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод, затем именовавался «Красный Профинтерн», выпускал грузовые вагоны, платформы, паровозы различных типов, жатки, плуги, бороны, мосты, краны, трубы, прокат, литье.

С первых дней войны резко возрос выпуск продукции в цехах, работавших на оборону: значительно ускорилась сборка паровозов и вагонов. Это было крайне важно, так как в начале войны было потеряно большое количество подвижного состава и локомотивов.

Из воспоминаний

Гогиберидзе А.Д нач. 1-го эшелона по эвакуации заводаДиректор паровозостроительного завода «Красный Профинтерн Г.Д. Гогиберидзе: «Война! Одни из профинтерновцев – на фронтах, другие в народном ополчении. Каждый из оставшихся работает за двоих и троих. Потерян счет часам, забыта усталость. К станкам и верстакам стали жены и сестры ушедших, старики и подростки. А враг все ближе. Фашистские бомбы все чаще рвутся над городом. Немецкое командование стремилось захватить завод с ходу. Однако гитлеровцы просчитались. В своем высокомерии фашисты не хотели и не сумели понять, что не видать им наших предприятий, как своих ушей, не  заставить советских людей работать на своих врагов. Мудрое и смелое решение партии и правительства о перебазировании промышленных предприятий из угрожаемых районов и создании на востоке страны мощного военно-промышленного потенциала на базе заложенного там в первые пятилетки фундамента индустриализации,  явилось крупнейшей стратегической победой Советского государства, а эвакуацию и пуск каждого предприятия на новом месте можно было приравнять к выигранному сражению. Доставалось оно нелегко.»






Эвакуация завода

В 1941 году, учитывая особое значение завода для страны, правительство отдало приказ о срочной его эвакуации в Сибирь. Несколько позже немецким фашистам удалось временно занять город Бежицу 3а трое суток был сформирован первый эшелон в составе 34 вагонов, где вагоны и паровоз были собственного производства. В июле — октябре 1941 оборудование завода эвакуировано в Красноярск: отправлено 7550 вагонов, 15 тыс. ра­бочих.

Эвакуация

Из воспоминаний

Ветерант руда БМЗ К. Орлова: 

«2 октября мы прибыли в Красноярск. На правом берегу реки Енисей в одноэтажном деревянном бараке нашёл заводоуправление. Захожу и спрашиваю: «Где же сам завод?» А мне отвечают: «Видите, на том конопляном поле забиты колышки, здесь и будет построен завод». Сибирский холодный ветер пронизывал до костей, но люди по 12-16 часов не уходили с разгрузочной площадки. Они не только разгружали, но и монтировали часть поступающего оборудования. К тому же приходилось еще сооружать для жилья землянки и бараки»

В первые месяцы завод (директор Г. Д. Гогиберидзе) выпускал 50-мм ротные минометы, затем мостовые краны грузоподъ­емностью до 75 т. В конце 1942 года завод освоил производство головок для реактивных снарядов («Катюши»). В 1943—45 выпущено 40 па­ровозов СО (Серго Орджоникидзе), что явилось большим вкладом в развитие железнодорожного транспорта страны. 

Из воспоминаний

Бывший член комсомольско-молодёжной бригады А. Володкевич: «Трудно себе представить, откуда только брались силы. Мы не приходили домой по трое суток. Когда получали задание изготовить в течение суток 12 минометов, никто не поверил в это. Все знали: чтобы изготовить один миномет, надо 15 часов"

Во второй половине 1943 часть оборудования была возвращена в Бежицу. В Красноярске осталось предприятие, на базе которого  вырос  мощный завод «Сибтяжмаш» — крупный центр машиностроения по выпуску магистральных паровозов, металлургических кра­нов и других машин для промышленности. За время войны в Красноярске построено и введено в эксплуатацию 15 цехов общей площадью 72 тыс.метров.

                  Готовая продукция в Красноярске                                             Готовая продукция в  Красноярске

Трудовые подвиги заводчан

В 1941-м одновременно с эвакуацией оборудования продолжался выпуск продукции. Рабочие уходили на фронт. А тысячи оставшихся в городе людей, включая пенсионеров и выпускников школ, совершали свой трудовой подвиг, вставая на вахту, работали за двоих: отец за сына, сын и дочь за отца, сестра за брата, ушедших на фронт. Рабочие сутками не уходили со своих участков, в результате чего, темпы сборки паровозов и вагонов превзошли довоенные уровни.

Заменив товарища, токаря «Красного Профинтерн», Валентина Улькина возглавила на предприятии движение девушек-двухсотниц, выполнявших дневное задание на 200 и более процентов. По четыре нормы в смену давал токарь механосборочного цеха Михаил Гриценко, перешедший на обслуживание трех станков, на двух из которых ранее работали его друзья, ушедшие на фронт.

Из воспоминаний

Из письма Б.Ф. Рудакова сыну на фронт: «Дорогой сын! Много, очень много хочется сказать тебе. И о своей гордости за тебя, за славного воина. И дать совет быть бесстрашным бойцом, беспощадно разить врага, и о себе. Я твердо уверен, что ты не окажешься трусом, не покроешь позором седую голову твоего отца. Мой Николай, не щади жизни. Мужественно защищай свою Родину, вскормившую и воспитавшую тебя.  Несмотря на годы, я возвратился на завод, к станку. Работаю, пока есть силы»

Особое задание – бронепоезд № 2 "За Родину"

В июле 1941 года завод получил особое задание от Государственного Комитета обороны – построить бронепоезд. Старые кадровые рабочие, те, кто строил бронепоезда в годы Гражданской войны, взялись делать стальную крепость на колёсах. Одновременно началось комплектование экипажа. В команду бронепоезда одними из первых попросились Павел Герасичкин, братья Николай и Сергей Петрунины, Сергей Никифоров, Сергей Аваков, Андрей Толкачев. Записалось вдвое больше добровольцев, чем требовалось. Сооружение бронепоезда велось день и ночь.

Бронепоезд "За Родину"

Из воспоминаний:

А.Н. Енин - военный комиссар особого бронепоезда  №2 «За Родину»:

- Как броня, выдержит противотанковый снаряд?

Начальник котельного цеха завода И.М. Коновалов:

- Не беспокойтесь, товарищ комиссар, броня особая. Сами варили, сами катали и сами закаляли, каждый лист опробован на полигоне. Гарантируем! Бронь не подведет, делали ведь для себя.



Когда враг стал приближаться к Брянску, материальная часть бронепоезда, вооружение, броня были срочно отправлены в Луганск. Вместе с ними уехали 75 молодых рабочих-добровольцев, составивших будущий боевой экипаж грозной машины. В начале сентября стальная крепость на колесах была готова. Бронепоезд состоял из бронированного паровоза, бронеплощадок с 76-миллиметровыми орудиями, пушками, бортовыми пулеметами "Максим" в шаровых установках, бронированных платформ противовоздушной обороны с крупнокалиберными и спаренными пулеметами, бронеавтомобилей, двух железнодорожных дрезин, двух мотоциклов с колясками и другой техники.

Первое боевое крещение бронепоезд получил 25 октября на Украине в районе Дебальцево. Потом были бои под Ровеньками, на участке железной дороги Новочеркасск - Шахтная. Внезапные налеты, мощный огонь наводили ужас на фашистов. Враги охотились за бронепоездом. Они выводили из строя пути. Вели обстрел из тяжелой артиллерии. Бомбили с самолетов. Экипаж с честью выходил из самых трудных положений.

В феврале 1942 года о героических подвигах бронепоезда № 2 "За Родину!" было рассказано в киноочерке, вошедшем в "Боевой киносборник" № 19. Однако 15 июня 1942 года произошло непоправимое. На бронепоезд фашисты бросили сразу несколько десятков бомбардировщиков. Один за другим они пикировали и сбрасывали бомбы. 

Командир бронепоезда - капитан Бондаренко

Тяжелая бомба попала в тендер, паровоз вышел из строя. Потерял маневренность. Тут же взорвались тяжелая площадка и площадка противовоздушной обороны. Загорелись контрольные платформы. На них стали рваться запасные комплекты снарядов. Окутанный дымом и огнем,  экипаж бронепоезда продолжал героически сражаться. На искореженный и обожженный бронепоезд, который уже не мог двигаться, вести огонь, самолеты врага продолжали делать налеты, бомбили и обстреливали его из пулеметов. Команде бронепоезда уцелеть не удалось.

В центре Донбасса на одной из станций стоит сейчас стальной памятник, под которым лежат герои-добровольцы бронепоезда «За Родину!» - бывшие рабочие Брянского завода. На территории Брянского машиностроительного завода также установлен памятник, который воздвигли по проекту архитектора В. Теребуховского в 1966 году. На трехгранном бетонном, с мраморной крошкой постаменте высотой четыре с половиной метра высится орудийная башня бронепоезда. Макет башни выполнен из листовой стали. "Работникам завода, героически сражавшимся с врагом в годы Великой Отечественной войны в составе бронепоезда № 2 "За Родину!", построенного брянскими машиностроителями". "Никто не забыт и ничто не забыто", "За нашу Советскую Родину", - гласят надписи на боковых гранях постамента. В годы Великой Отечественной войны дивизион из трех бронепоездов в составе 21-й армии совершал боевые действия в Белоруссии, а затем на Украине.

Партизанский отряд имени А.И. Виноградова 

Уже в первые дни войны из рабочих Брянского машиностроительного завода было сформировано боевое соединение – истребительный отряд. В нём насчитывалось 512 человек: 115 коммунистов и 87 комсомольцев. Командиром отряда был назначен  начальник машиносборочного цеха № 5 А.И. Виноградов, потомственный металлист, пользовавшийся большим авторитетом у рабочих. Почти два с половиной месяца отряд поддерживал в городе общественный порядок, вел борьбу с диверсантами и шпионами. Затем перебазировались в лес, где организовали место стоянки, оборудовали склады с продовольствием, вели боевую учебу. Отряд наносил ощутимые удары по врагу. После гибели попавшего в засаду 26 июля 1942 года А.И. Виноградова отряд стал носить его имя.

Из воспоминаний

Командир разведподразделения 330-й советской дивизии Тульского пролетариата М. Розин: «С прискорбием узнали мы о тяжелых потерях отряда, о гибели его командира Виноградова, и все мы склонили головы в память об этом боевом командире. Не знали мы его лично, но люди виноградовского отряда своей волей и преданностью всегда были у нас, разведчиков, примером больших патриотов. У таких людей был большой командир – человек сердца.»

Партизаны

За годы боевой деятельности партизаны активно занимались диверсионной работой. Ее актуальность объяснялась подготовкой к битве на Курской дуге. Главной задачей партизанского движения стала парализация движения железнодорожного транспорта. Принимались также меры к недопущению формирования в лесах групп власовцев, полицаев и других предателей Родины. Партизаны совершали налеты на тылы отступающих гитлеровских частей. Вели борьбу с поджигателями. Не позволяли оккупантам угонять в Германию советских людей и скот.

На рассвете 17 сентября 1943 года виноградовцы соединились в Дятьковском районе с частями Красной Армии. Из боевого рапорта Центральному штабу: В результате боев и диверсионной работы за время с 8 октября 1941 года по 16 сентября 1943 года спущено под откос 123 ж.д. эшелона врага, уничтожено свыше трех тысяч захватчиков и около двух тысяч автомашин, 13 самолетов, 8 мостов, 31 км линий связи и ряд других вражеских коммуникаций.

Родина высоко оценила патриотический подвиг партизан. А.И. Виноградов был награжден орденом Ленина, Красного Знамени, медалью «Партизан Великой Отечественной войны» 1 степени. Орденами Красного Знамени были отмечены П.А. Корявченков, В.П. Дурнев, П.А. Рыжков, Красной Звезды - Т.Ф. Шпадырев, Л.П. Журавлев, И. Г. Борисенков, медалями «За отвагу» - С.П. Ремизов, Г.А. Мирошкин, В. Козлов и многие другие.

Восстановление завода

В 1943 году, когда Бежица была освобождена Красной Армией отнемецких оккупантов, на завод вернулись кадровые рабочие, в том числе знатные сталевары К.Я. Локтюхов, Г.С. Кучевинов и другие.

Восстановление ТЭЦ

Они, несмотря на преклонный возраст, одними из первых пришли на завод и заявили, что у них най­дутся силы, чтобы потрудиться на восстановлении родного предприятия. Бежичане и жители брянска принялись разбирать завалы, взяв в руки ломы, лопаты, кувалды. На первых порах никто не за­являл о своей профессии: сле­сари, токари, сталевары, формовщики, мастера, инже­неры –  все делали одну рабо­ту: расчистку территории.

В течение пятнадцати дней коллективы энергетиков и механиков под руководством инженеров Романчикова и Тупицына для возрождаю­щейся электростанции отыскали и восстановили разби­тые двигатель и генератор. Завод и часть города получили необходимое количество электроэнергии. 23 октября 1943 года над Бежицей разнесся новый басовитый завод­ской гудок, возвестивший о возрождении завода. Парал­лельно велись работы по установке механического и сталелитейного оборудования, а в начале ноября пустили чугу­нолитейную вагранку.

15 декабря Государственный Комитет обороны вынес решение об ускорении восста­новления предприятия. В этот же день первую плавку дала и мартеновская печь. Из выступления А. Савельева в день первой плавки от имени старых рабочих и партизан:«Больше двух лет думал об этом дне. Думал и бил фрицев. Чтобы он, этот день, настал.»

Один за другим оживали цехи локомотивостроения, краностроения, кузнечно- прессовый, кислородный, мо­дельный. Люди не только ждали скорой победы над врагом, но и старались своим трудом приблизить эту побе­ду. Через год - в сентябре 1944 года - завод уже занял третье место в соревновании между предприятиями Наркомтяжмаша. По заданию по­следнего изготовили опытный мотовоз узкой колеи "М-1". Скорость он развивал пока малую - 33 километра в час, так как питали его два автомобильных двигателя. Это был первый для восстановленного завода заказ железнодорожников.

Помимо заводских дел ма­шиностроители оказывали помощь в восстановлении гражданских объектов Бежицы и Брянска.

Железный флагман Брянщины, имевший за плечами 70-летний возраст, вновь обретал былую мощь и силу.

Восстановление цехов