РУС / ENG

Метровагонмаш в годы Великой Отечественной войны

Метровагонмаш в годы Великой Отечественной войны

По велению военного времени

С первых дней войны работники Мытищинского вагоностроительного завода (так раньше называлось ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ») добровольно уходят на фронт. Когда враг рвался к Москве, на строительство оборонительных рубежей вышли и мытищинские рабочие. 20 комсомольско-молодёжных бригад по 30 человек в каждой рыли окопы и рвы в районе посёлка Пирогово.

С первых дней войны на заводе началось производство боеприпасов.JPG

Начинается перестройка работы завода применительно к условиям военного времени. Прекращается выпуск вагонов метро и трамваев. На базе вагоносборочного цеха создаётся сборочный и механический цеха, ряд других цехов объединяются. Принимаются меры по охране завода и отражению воздушных налётов, строятся убежища, создаются противопожарные звенья для борьбы с зажигательными бомбами, устанавливаются дежурства круглосуточных постов, соблюдаются правила светомаскировки, в целях экономии бережно относятся к расходованию угля.

Особое значение приобретает вопрос о кадрах, их подготовке. На смену ушедшим на фронт в цеха пришли подростки, жены и сёстры фронтовиков, прямо у станков постигали они основы заводских специальностей. Наставниками их стали передовые работницы завода и вернувшиеся на свои рабочие места пенсионеры. Ещё одним источником пополнения завода кадрами становится местная допризывная молодёжь – 370 вчерашних школьников, не имеющих никакой профессии. Овладеть профессиями им помогали старые квалифицированные рабочие. Важной формой их подготовки являлось также ФЗУ при заводе. Учащиеся ремесленного училища № 11 сочетают обучение с работой, 10 молодых рабочих пришлось выпустить из училища досрочно – нужда в рабочей силе велика. Подростки на заводе составляют около 20% всех станочников.

Первое правительственное задание на выпуск военной продукции

В конце июня 1941 года Мытищинский вагоностроительный завод получил правительственное задание на выпуск военной продукции и был передан в Наркомат вооружения как военный завод № 592. Началось производство корпусов для авиабомб, снарядов, платформ для зенитно-артиллерийских систем.

Эвакуация Мытищинского завода

В октябре, в начале битвы за Москву, ГКО СССР принимает решение перебазировать из Москвы и Московской области в глубокий тыл страны все основные предприятия, производящие боевую технику, вооружение и боеприпасы. Из 1-го Главного управления Народного Комиссариата вооружения СССР на завод поступает распоряжение: эвакуировать Мытищинский завод № 592 на Урал, в посёлок Усть-Катав (с 1942 года – город), расположенный в западной части Челябинской области на реке Юрюзань, в трёх километрах от одноимённой железнодорожной станции Усть-Катав. Здесь находится вагоностроительный завод № 13 имени С.М. Кирова. Уполномоченным по заводу до полной его эвакуации на Урал назначен Дмитрий Фёдорович Панкратов, работавший на предприятии с 1925 года.

Как ни больно было расставаться с заводом, но приказ об эвакуации заводчане восприняли как боевой. В короткие сроки было демонтировано оборудование, отобраны инструмент, оснастка и, самое главное, люди, обладающие необходимой квалификацией, всё это нужно перебросить на новое место. Работа по эвакуации завода проводилась круглосуточно. Но и в этих условиях предприятие продолжало изготавливать продукцию для фронта, выполняя ответственное задание – изготовление противотанковых ежей.

17 октября от станции Мытищи отправился в сторону Урала первый эшелон с заводским оборудованием и товарными вагонами-теплушками с рабочими. Последний эшелон убыл из Мытищ 23 октября. Завод замер.

Производство продукции для фронта на месте эвакуированного завода

Но не успел отправиться на Урал последний эшелон, как поступило распоряжение: на месте эвакуированного завода организовать производство продукции для фронта – бронеколпаков, противотанковых металлических ежей для укрепления оборонительных рубежей, корпусов гранат, снарядов, организовать ремонт боевой техники. Срок готовности завода к работе – 15 ноября 1941 года.

Ни оборудования, ни материалов, ни топлива. Где взять оборудование? Собирают отовсюду, где без него в это время могли обойтись. В первую очередь в учебных заведениях – из Лесотехнического института, Индустриального техникума. Несколько станков привозят с Болшевского завода. Заводчане, не уехавшие в глубокий тыл, берутся за дело. Из Лесотехнического института вечером привозят станки, в ночь устанавливают, а утром на них уже работают и дают продукцию. В бывшем механическом корпусе осталось 14 станков школы фабзавуча. Собирают оставшихся ремонтных слесарей. Через три дня они уже выдают продукцию. В начале ноября один цех – бывший швеллерный – готов к работе. Одновременно идёт подготовка других цехов.

Встаёт вопрос – как быть с литьём? Без него невозможно наладить производство. Находят и восстанавливают разбитую воздуходувку, пускают отремонтированный 1000-тонный пресс, за две недели без схем и чертежей оборудуют гидравлику и насос. Устанавливают оборудование, налаживают производство инструмента.

Но как быть с топливом? Угля нет, подвезти его не представляется возможности. Вопрос требует неотложного решения. В нескольких километрах от завода имеются залежи торфа. Решают провести к ним узкоколейку. Над прокладкой трассы трудится весь Мытищинский район.

И пока протягиваются стальные нити рельсов, на заводе готовят подвижной состав. Для мотовоза приспособили автомобильный мотор, сделали простейшие вагончики и вскоре к заводской котельной потянулись составы с топливом. На такие трудовые подвиги мог быть готов только сильный духом народ, вставший на защиту своей Отчизны!

К 17 ноября на заводе сложилась необходимая на первое время организационная структура управления, включающая отделы – плановый, конструкторско-технологический, снабжения, кадров, ОТК, главную бухгалтерию, финансово-бытовую группу, бюро техники безопасности, первый отдел, ЖКО; цеха – механосборочный, деревообделочный, кузнечный, механический, ремонтно-механический, ремонтно-строительный, транспортный, хозяйственный, энергохозяйства и гараж.

Завод сохранил своё подчинение Наркомату вооружения СССР и № 592. Обязанности директора возложены на Д.Ф. Панкратова.

Самоотверженно трудятся работники завода по 11 часов в смену в холодных корпусах с наглухо зашторенными окнами, стараясь сделать как можно больше продукции для фронта, добиваясь рекордных выработок, работая за себя и за своего товарища, ушедшего на войну. Многое делают по своей инициативе: отлили 18 бронеколпаков из стального чугуна по 4,5 тонн каждый. Они имели амбразуры для пулемётов и наблюдения и предназначались для долговременных огневых точек. В лобовой части бронеколпака толщина достигает 100 мм и представляет для бойцов надёжную защиту от пуль, осколков снарядов и мин, взрывной волны. Военные их забирают с завода немедленно и срочно отправляют на оборонительные рубежи в район Пироговского водохранилища.

Начали отливать противотанковые гранаты. За месяц подготовили свыше 110 тысяч корпусов для них. Здесь их обрабатывали, а на другом предприятии заряжали и отправляли на фронт.

Заканчиваются первые месяцы войны. Несмотря на ежедневные налёты вражеской авиации – с 21 июля по 16 октября – завод не прерывал производственного режима ни на один час, работал в две смены. Зачастую рабочие не отходили от станков даже во время воздушной тревоги, усердно трудясь над выпуском срочных военных заказов для фронта.

В ноябре на передовую доставлены сотни металлических противотанковых ежей. К началу наступления советских войск под Москвой завод приступил к штамповке миномётных опорных плит и сборке зенитных бронепоездов для частей, охранявших подступы к столице. Несмотря на нехватку рабочих рук, завод ежедневно выделяет бригады для строительства противотанкового рва в районе станции Лобня, Пирогово и других местах.

Зенитные бронепоезда завод отправлял на фронт с 1 0 октября 1941 года.JPG

В конце ноября на Мытищинском заводе № 592 в бывшем вагоностроительном цехе началась сборка первых железнодорожных зенитных батарей. На завод доставлены 3 паровоза, 36 вагонов и 6 платформ. К 10 декабря они готовы к отправке на фронт. Каждая зенитная батарея имеет на вооружении 76-мм зенитные пушки и одну установку из счетверённых пулемётов «максим».

В середине января 1942 года завод получил задание на выпуск 7 зенитных бронепоездов с вооружением на каждом: 3 – 76-мм зенитных пушек, 2 – 25мм (или 37 мм) автоматические пушки, 1 – строенная пулемётная установка, 4 – станковых пулемёта «максим». Для строительства бронепоездов доставлены листовая броня, компрессорная установка и 25 баллонов кислорода, используются чертежи завода «Большевик». Каждый бронепоезд состоит из 13 вагонов и платформ, одного паровоза серии «Щ».

23 февраля 1942 года поздним вечером раздался прощальный свисток паровоза, и бронепоезд № 72 вышел из ворот завода. Через несколько дней он вошёл в подчинение Тульского дивизионного района ПВО Западного фронта. В сентябре бронепоезд выполнял боевые задания под Сталинградом, а 2 сентября 1944 года он снова оказался на заводе – его доставили для ремонта. Через месяц он уже вёл боевые действия на Сандомирском плацдарме в составе 8-го корпуса ПВО 1-го Украинского фронта.

В конце 1942 года силами молодёжи в неурочное время построен сверхплановый бронепоезд «Мытищинский комсомолец», который прямо с завода ушёл на фронт быть врага.

Бронепоезда – самое любимое детище завода в 1941–1942 годы. Их сооружают с особым подъёмом, сдают заказчику по графику, который строго контролирует лично Нарком вооружения СССР Д.Ф. Устинов, неоднократно приезжавший на завод. В последующие военные годы бронепоезда только ремонтировали, также выпускают железнодорожные бронеплощадки для зенитных орудий и бронесани.

Разметка и раскрой броневых листов производятся в специальном сборочном отделении. Приходится производить много сварных работ. При отсутствии электродного цеха и остром дефиците в электродах созданная сварочная лаборатория сумела обеспечить в них потребность и в период войны, и в послевоенные годы. Для замены остродефицитных компонентов заводские специалисты сумели найти и применить имеющиеся на заводе недефицитные. Лаборатория осваивает электроды семи марок и делает их до 300 тонн в год.

Заводские железнодорожники обеспечивают бесперебойную подачу паровозов и платформ, погрузку и отправку бронепоездов, которые обычно отправляют ночью. Грузят впотьмах и почти вручную. Ни голод ни холод не устрашает людей, потому что всё было подчинено одному – сделать всё для разгрома врага.

Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой и контрнаступления советских войск вызвали большой расход боеприпасов. Оборонные предприятия страны получили задание увеличить изготовление бомб, гранат, снарядов, в том числе реактивных – для гвардейских миномётных подразделений и частей. Для взламывая укреплённых рубежей противника требовались реактивные снаряды с мощным фугасным действием. В марте завод получил срочный заказ на изготовление корпусов и отдельных деталей для этих реактивных снарядов.

Для фронта, все для победы! Объёмы новых заказов требуют увеличения производственных мощностей и оборудования. ГКО СССР 21 апреля 1942 года принял решение о возврате оборудования, эвакуированного на Урал.

Военные заказы, сборка бронепоездов и выпуск корпусов для боеприпасов требуют привлечения на завод большого количества людей, особенно рабочих-станочников. Сотни комсомольцев получают путёвки в Мытищи. В 1942 году на завод привлечено около 4 тысяч рабочих и специалистов. Рабочие прибывают из разных городов и сёл. По вызову наркомата возвращаются на завод его кадровые работники. Завод пополняется и выпускниками ремесленного училища № 11, а также учащимися 6-7 классов общеобразовательных школ, которые становятся учениками за станки.

Помимо производственного обучения руководство и общественные организации завода заботятся и о повышении общеобразовательного уровня молодёжи, в первую очередь подростков. В октябре на заводе воссоздана школа фабзавуча на 300 человек. В 1943 году при заводе начала действовать средняя школа для взрослых, в 1944-м начались занятия в вечернем машиностроительном техникуме, открылась вечерняя школа рабочей молодёжи. Работники конструкторского бюро завода в годы войны.JPG

Молодёжь активно участвует в производстве продукции для фронта. На заводе создаются фронтовые комсомольско-молодёжные бригады, которые ударно трудятся, включаясь в соревнования по профессиям, в движение многостаночников. Завод наращивает мощности, выполняя военные заказы. Постоянно возрастают потребности фронта в боевой технике.

Производство самоходно-артиллерийских установок (СУ)

23 октября 1942 года Наркомат танковой промышленности обязал в самые короткий срок создать и освоить производство самоходно-артиллерийских установок (СУ) на базе всех выпускаемых танков с различными видами артиллерии. Началом производства военной техники на Мытищинском вагоностроительном заводе считается 1943 год, когда было получено задание по организации серийного производства танка лёгкой весовой категории Т-80, созданного перед войной на Горьковском автомобильном заводе. В это же время на заводе создаётся серийное (военное, специальное) производство и особое конструкторское бюро (ОКБ-40), которое возглавил известный талантливый конструктор боевых гусеничных машин лёгкого класса Николай Александрович Астров.

1943 год.jpg

В этой связи решением ГКО СССР от 17 декабря 1942 года завод переименован в завод № 40 и передан в ведение Наркомата среднего машиностроения СССР, а с 20 января 1943 года – в Наркомат танковой промышленности СССР. В июле 1943 года завод № 40 снова перешёл в ведение Наркомата среднего машиностроения СССР и получил заказ на производство самоходно-артиллерийских установок – СУ-76. В кратчайшие сроки предстояло наладить выпуск самоходно-артиллерийских установок, в том числе установить в сборочном цехе новое оборудование, организовать обучение рабочих, освоить новую продукцию, оборудовать рабочие места, подготовить техническую документацию, разработать технологические процессы, спроектировать огромное количество приспособлений, штампов, инструментов.

Около месяца инженерная служба находится на казарменном положении – работают с раннего утра до позднего вечера, нередко оставаясь ночевать прямо на рабочих местах. Развернулись соревнования – индивидуальные и между коллективами бюро. Поставленные задания с честью были выполнены!

Митинг- отправка на фронт боевой техники-1943г. MG_4393.JPGНаступил 1944 год. С фронта приходят всё более радостные вести. Заводчане твёрдо укрепили свои позиции передового коллектива, работают без особых рывков, более организованно и слаженно, продолжая наращивать темпы и объёмы выпуска боевой техники, основу которой составляли СУ-76. В январе выпущено на 50% продукции больше, чем в декабре 1943 года – завод занял третье место в соревновании. А в феврале с конвейера снято на 30% боевых машин больше, чем в январе. Для сокрушительного разгрома фашистских войск требуется большое количество боевой и надёжной техники. И мартовское задание заводчанам превышено против февральского на 25%. Заводчане успешно справились и с этой задачей. Заводу присуждено первое место с вручением переходящего Красного Знамени ГКО СССР. На митинге, принимая переходящее Знамя, работники завода приняли обязательство работать ещё лучше и до конца Великой Отечественной войны удержать его. Задание заводу повышалось каждый месяц. Было много трудных дней и ночей. Были перебои в снабжении материалом, комплектующими изделиями, электроэнергией. Однако трудовой коллектив всегда находил силы и возможности преодолеть их. Задание выполнялись из месяца в месяц. Знамя КГО СССР твёрдо закрепилось за коллективом. За систематическое обеспечение фронта боевой техникой многие заводчане получили высокие правительственные награды.

Весомый вклад в совершенствование производства в годы войны вносят заводские новаторы. В июле-августе 1944 года проведён смотр-конкурс на лучший цех и отдел по сбору и внедрению рационализаторских предложений. Число рационализаторов и изобретателей возросло на 225 человек. За полугодие ими сэкономлено 136 тонн проката чёрного металла, 1360 тонн жидкой стали, 5730 килограммов жидкой бронзы и много других материалов. Всего за этот год рационализаторы подали 1000 предложений, внедрение которых дало 7 миллионов рублей экономии.

Мытищинские самоходки, сходившие с конвейера завода № 40, получали своё боевое крещение в сентябре-октябре 1943 года в составе частей Западного и Белорусского фронтов и хорошо зарекомендовали себя в боях надёжной боевой установкой.

Сегодня перед зданием заводоуправления на каменном постаменте возвышается СУ-76 – символ трудовой доблести рабочих, инженеров и всех тех, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу в тылу, снабжал фронт боевой техникой.

Герои Метровагонмаша

Немало героических страниц вписали заводчане в летопись завода и в историю страны в годы Великой Отечественной войны. В единый строй защитников Отечества встали 3000 заводчан. По-разному сложились их фронтовые судьбы. В составе действующих армий, будучи пехотинцами, артиллеристами, танкистами, лётчиками, связистами, сапёрами, моряками, медицинскими работниками они мужественно сражались за Москву, Сталинград, на Курской дуге, освобождали Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Австрию, штурмовали Рейхстаг. Прошагали по огненным дорогам войны тысячи километров, познав горечь поражений и радость побед. И везде, где заводчане сражались с врагом, они достойно выполняли свой воинский долг. За боевые подвиги около трёх тысяч заводчан были награждены орденами и медалями, пятерым – Егорову Александру Ивановичу, Кадомцеву Анатолию Ивановичу (посмертно), Лезжову Ивану Ивановичу, Романову Сергею Михайловичу, Толмачёву Михаилу Ивановичу (посмертно) – присвоено высокое звание Герой Советского Союза.

Победа досталась великой ценой – более 800 человек не вернулись с кровопролитных полей сражений к своим семьям, на родной завод – погибли в боях или пропали без вести. В их честь на территории завода возведён мемориальный комплекс. Каждое утро идут на родной завод рабочие, конструкторы, мастера, технологи, идёт молодёжь и люди старшего поколения. И каждый из них, минуя центральную проходную, вчитывается в слова, высеченные на мраморе монумента: «Никогда не померкнет в памяти поколений мужество и героизм тружеников завода в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны».

Кадомцев А.И. 01.jpg
Лезжов И.И. 01.jpgРоманов С.М. 01.jpg
Кадомцев А. И.Лезжов И. И.   
             Романов С.М. 01
Толмачев М.И. 01.jpgЕгоров А.И. 01.jpg
Толмачев М.И. 01     
         Егоров А.И. 01
         

Победоносный 1945 год

Сложные задачи предстояло решать коллективу завода № 40 в 1945 году. Наряду с увеличением выпуска СУ-76 в первом квартале получены заказы на выпуск самоходных установок со счетверёнными зенитными пулемётами, а затем мощных гусеничных тягачей для буксировки подбитых танков и другой бронированной боевой техники. Преодолевая трудности, коллектив завода выполнил государственный план февраля.

Началась весна победоносного 1945 года. С высоким подъёмом работает коллектив завода, поставляя фронту боевую технику. Двадцать месяцев подряд Мытищинскому заводу присуждают переходящее Красное Знамя ГКО СССР.

9 мая заводской гудок, молчавший четыре года, заговорил полным, звучным голосом, созывая всех на митинг на центральную заводскую площадь. Победа!

В августе-сентябре 1945 года на завод начали возвращаться демобилизованные воины-фронтовики. Многие их них быстро и активно включаются в трудовую деятельность – овладевают новыми профессиями, вспоминают старые, добросовестно трудятся на всех участках. К концу года завод пополнился на 25% мужчинами рабочих профессий.

Знамя Государственного Комитета Обороны СССР, которое коллектив много раз завоёвывал в трудовом соревновании, оставлено заводу на вечное хранение. Труженики тыла с честью выполнили свой долг перед Родиной в цехах, за станками.

16 сентября завод за образцовое выполнение заданий для фронта награждён орденом Отечественной войны I степени.

Письмо с фронта

Бывший мастер завода Н. Фёдоров писал с фронта: «Прошло уже немало времени с тех пор, как я оставил завод и пошёл защищать нашу любимую Родину. Повседневно чувствую помощь, которую вы оказываете фронту своим стахановским трудом. Выполняя ваш наказ, я, не щадя своей жизни, давлю гитлеровскую погань своим боевым стальным конём. Ни один снаряд, выпущенный из моей машины, не пропадает даром. За боевые подвиги командование части наградило меня орденом Красной Звезды. Призываем вас, работников тыла, удвоить помощь фронту».

Письмо на фронт

Борису Захарову – вожаку комсомольской организации завода до сентября 1940 года, затем избранного первым секретарём ГК ВЛКСМ от его приемника – Юлия Спиридовского: «Добрый день, дорогой дружище Борис. Видел бы ты, с каким энтузиазмом работают старые и молодые, парни и девчата!

Мне хочется ещё и ещё раз рассказать тебе о горячем желании нашего коллектива сделать как можно больше для фронта. Этим все мы здесь живём, поэтому я и пишу тебе так много об этом.

Недавно наши ребята, комсомольцы, преподнесли Красной Армии подарок: сделали кое-что сверх плана. Какие у них было торжество, когда с фронта приехали бойцы принимать эту продукцию! (Имеется ввиду бронепоезд «Мытищинский комсомолец». – Прим. ред.)

Дорогой друг! Скорей бы нам встретиться. Теперь уже недолго осталось ждать. Настанет день, когда мы, как в старое, доброе время, встретимся у нас в тихой комнате и будем вспоминать. Будет о чём поговорить! Суровое, но гордое мы прожили время. Себя познали. Наверное, будем мудрее, духом старше. Вспомним и провозгласим тост за эти годы, за нашу борьбу и победу. Будь счастлив, Борис! Пиши. Крепко целую.

Твой друг Юлий Спиридовский».